Тверская школа-интернат №1
На главную
 
 
Обратная связь \ / Гостевая книга
 
 
 
Социально-трудовой компонент

             Является важнейшим компонентом подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ.

          Данный компонент рассматривается как мощное средство коррекции и развития личности детей. Трудовая деятельность ребенка представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. При этом актуализируются как внешние параметры труда, связанные с его результатом, так и внутренние, духовные стороны деятельности.

Труд - это не только сфера развития практических умений, мышечных и волевых усилий, но и важная область укрепления "мускулов" души, ума, гражданственности, совести, любви к людям.

           Труд младших школьников выступает как подвижная практическая деятельность в игровой, художественно-романтической форме, причём с конкретным предметно-вещественным результатом, нужным самим детям и окружающим людям.

           Это выращивание цветов, овощей на небольших грядках, изготовление игрушек, в том числе кукольной одежды, моделей.

          По мере взросления воспитанников труд проектируется как созидательный способ выражения мысли, нравственного отношения к людям и природе, гражданской заботы об окружающей среде. На первом плане предполагается социально значимый, эвритический, нравственный замысел (то есть идея, связанная с результатом), для достижения которого и нужна собственно работа.

            Здесь важны трудовые дела экологического характера - уход за огородом и садом, ремонт школьной мебели, возрождения народ­ных ремесел, производительный труд с элементами предпринимательской деятельности и другое.

           При этом социально-трудовой компонент является гибким и вариативным, необходимо его мотивационное обеспечение как фактора личностного развития школьников. Он осуществляется путём "врастания" труда в чувства (образ труда) и в создание (идея труда) ребенка, а также посредством последующего интегрирования в жизненном опыте (ценность труда).

            Это значит, что ожидаемый и достигнутый результат труда, его процесс связаны с переживанием воспитанниками собственной необходимости и полезности, личных и коллективных успехов; с идеей служения людям, нравственным и общественным идеалам; со стремлением к удовлетворению личных и коллективных потребностей; к самоопределению и самореализации.

           Вместе с тем, недопустима чрезвычайная актуализация трудовой активности по инициативе взрослых, так как она способна заглушить внутреннее сосредоточение и самоуглубление. Труд в больших дозах, если к тому же тяжелый и неинтересный, без глубокого участия "головы и сердца", грозит "обездушиванием" и огрублением личности.

           Трудовой компонент воспитательной системы выступает мощным фактором целостности школьного сообщества, влияющим на организационную структуру и ритм жизни, взаимоотношения воспитанников, нормы и ценности совместной жизни и занимает основное место в комплексной коррекционной работе.
Есть некое "надо" - трудовое дело, требующее совместных организованных усилий. Для этого необходимо определенным образом упорядочить общность воспитанников, определить их трудовые функции и роли. При этом сочетаются индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные формы организации трудовой деятельности.

Постепенно дети переходят от элементарных видов и форм организации труда (самообслуживание, индивидуальные поручения) к более сложным видам труда и коллективным формам его организации.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  • самообслумивающий труд;
  • хозяйственно-бытовый труд;
  • учебная трудовая деятельность (обучение основным трудовым
    навыкам и умениям на уроках труда);
  • производительный труд (производство товарной продукции);
  • труд в порядке шефства (оказание посильной помощи престарелым одиноким людям, уборка сельскохозяйственной продукции, оказание помощи в уборке территории детского сада и т.д.);
  • труд в кружках, имеющих трудовую направленность.

            Упрочение социально-трудового компонента происходит через повышение его роли в создании и постоянном улучшении воспитывающей среды, адекватной концепции и целям гуманистической воспитательной системы, "открывает" ряд ценных объектов труда, актуализирующих коллективные созидательные потребности, способствующие превращению школьного коллектива в субъект воспитания.

ГКОУ "Тверская школа-интернат №1" Создание сайта — «Институт информационных технологий»