|
Школа укрепления здоровья |
Проанализировав социальной портрет школы - интерната 6 лет назад мы пришли к выводу о недопустимости стандартного подхода в формировании образовательного процесса нашего ОУ. Педагогический коллектив принял парадигму необходимости смены критериев оценки эффективности деятельности коррекционной школы-интерната. Мы считаем, что эта оценка должна проводиться по пяти основным показателям, а именно: |
- степени социализации воспитанников на выпуске;
- уровню трудоустройства выпускников школы;
- степени эффективности педагогической коррекционно - развивающей работы;
- степени сохранения и укрепления индивидуального уровня здоровья;
- степени сформированности основных мотивационно-потребностных ориентиров.
|
Учитывая, что четыре из пяти направлений входят в социально-педагогическую составляющую образования, наша школа выбрала направлением инновационной деятельности моделирование здравотворящего образовательного процесса для детей с особыми подходами в обучении и воспитании. |
Особо нам хотелось бы уделить внимание разработке образовательного процесса для детей со сложными дефектами развития. |
Выбор определен не только важностью поставленной цели, но и явно недостаточной разработанностью, как практической, так и теоретической сторон вопросов здоровьесбережения в образовании. |
Кроме того, педагогический коллектив школы постоянно ощущает ответственность перед детьми, в связи с асоциальностью большинства семей, перепорученных под опеку школы - интерната. |
Мы отработали модель здравосохраняющей педагогики и поняли, что наши возможности на этом поприще использованы не полностью. Причем, достигнув явно положительных результатов в вопросах сохранения и развития физического здоровья, менее эффективной оказалась коррекционная (личностная) и психологическая составляющая, что связано, конечно, с отсутствием помощи асоциальных семей. Затруднения возникли в формировании и развитии творческого потенциала личности педагога, что определяется недостаточным уровнем подготовки современного педагога высшими и средними учебными заведениями, повышения квалификации как внутришкольного, так и более высокого уровня. |
В настоящее время в школе реализуются планы развертывания здоровьесбережения через дидактику, воспитание и психологическое обеспечение. |
Школа-интернат - «Школа Укрепления Здоровья». Это экспериментальная программа, по которой работает школа в настоящий момент, при реализации которой в образовательный процесс внедряются здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников. |
С 2001 г. решением коллегии Департамента образования Администрации Тверской области № 37 от 31.10.2001 г. школе было предоставлено право на проведение опытно-экспериментальной работы в рамках Пилотного проекта «Школа Укрепления Здоровья». |
Цель: Создание "здоровой школьной среды".
Здоровая школьная среда - это учебно-воспитательная среда, построенная на гуманных отношениях между всеми участниками образовательного процесса и принципах соблюдения санитарно-гигиенических норм к его организации. |
Задачи: |
- Создать оптимальные условия для сохранения здоровья воспитанников и предупреждения возможных заболеваний с учетом из возрастных и психофизических особенностей.
- Обеспечить здоровый микроклимат в школе, классе и других детских коллективах.
- Обеспечить каждому воспитаннику медико-психолого-педагогическое сопровождение на основе современной диагностики.
- Внедрить современные здоровьесбэрегающие технологии в образовательный процесс.
- Организовать достаточный двигательный режим воспитанников, обеспечивающий активный отдых и удовлетворяющий естественную потребность в движении.
- Обеспечить своевременное обследование и качественное медицинское обслуживания детей.
- Обеспечить сохранение и укрепление здоровья работников.
- Повысить эффективность сотрудничества педагогического коллектива школы-интерната и ученых Тверского государственного университета в целях совершенствования диагностики состояния здоровья, разработки и апробации здоровьеразвивающих и здоровьеразвивающих технологий обучения и воспитания.
- Организовать максимальное участие родителей в осмыслении и реализации программы "Здоровье".
|
Реализация выстроенной программы по формированию здравотворящей педагогики на этапе внедрения содержательных, диагностических и социально-педагогических методик и инструментари, выстраивается через: |
Учебную деятельность |
Учебная деятельность школы планируется и реализуется по двум программам: VII и VIII видов для специальных (коррекционных) школ. Программы направлены: |
- на обучение, коррекцию, развитие и социализацию воспитанников и реализуется через коррекцию нарушений интеллектуального развития воспитанников в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки;
- формирование общей культуры личности;
- социальную реабилитацию;
- подготовку к самостоятельной жизни, труду и интеграции в общество;
- привитие навыков эффективного, конструктивного общения.
|
1/3 учебного времени в учебном плане интерната отведено на трудовую подготовку: столярному, слесарному и швейному делу, что является важнейшим социализирующим мероприятием, так как только при наличии трудового навыка такой ребенок может быть принят обществом. |
Диагностическую работу |
- динамическую диагностику психологического статуса воспитанников, уровня их коммуникативных отношений, диагностика мотивационно- потребностной сферы;
- медицинская и, в частности, психиатрическая диагностика должна иметь также динамический характер;
- психологическая и социальная диагностика, лежащая в русле выстраиваемой программы.
|
Одновременно предполагается использование современных доврачебных оценочных методик по состоянию здоровья. Очень важным является в плане диагностики выявление функциональных, поддающихся нивелированию дефектов зрения, развития мышечного корсета, системы кровообращения. |
Коррекционную деятельность |
которая имеет три составляющих: |
- медицинская - это функционирование дневного стационара и наблюдение психиатра школы, комплексная программа реабилитации М.А.Борисовой (2002г.), основанная на витаминотерапии, закаливании, дозированных физических нагрузках и адаптогенной терапии. Школе необходимо в рамках реабилитации восптанников более активно использовать возможности системы здравоохранения по обеспечению коррекционно - реабилитационных мероприятий в рамках самой школы, так как надежды на лечение в семьях воспитанников, в большинстве случаев, почти нет;
- организационно -педагогическа, построенная на оптимизации учебного процесса и внеучебного времени воспитанников в целях здоровьесбережения и повышения эффективности обучения, а также коррекции имеющихся пограничных психологических и соматических нарушений;
- психолого - педагогическая, представляющая собой комплекс как психологических коррекционных занятий и мероприятий, так и педагогических корректирующих и реабилитационных операций. Важным элементом психологической коррекции являются уроки психологического развития.
|
Социально - педагогическую деятельность |
Включает воспитательный процесс, выстроенный также на основе принципов гуманистической педагогики и реализуемый через систему поддержек: социальные, педагогические, психологические, правовые, медицинские. Большое внимание в работе уделяется работе с семьями, направленной на защиту прав воспитанников, обеспечение безопасного пребывания в асоциальных семьях, а, главное, работа с родителями по эмоциональному принятию детей с ограниченными возможностями, что способствует будущей социализации. Данная деятельность осуществляется и через уроки социально-бытовая ориентировка, помогающие детям со сниженным интеллектом обеспечивать житейские нужды и контакты. |
Физкультурно - оздоровительную деятельность |
Основаной на большей мотивации детей к самореализации и наличием возможности таковой в рамках физического воспитания, на участии в региональных олимпиадах для детей из школ-интернатов и детских домов. |
Самоуправление учащихся |
Второй и главной составляющей частью образовательного процесса является программа воспитательной деятельности.
Современная воспитательная система должна быть, как и весь образовательный процесс, переориентирована на развитие не столько общественных, сколько личностных ориентиров учащихся, а также формирование личностных социальных ролей, которые могут быть реализованы на индивидуальном и социальном полях , самоактуализируя и реализуя личность.
Тем не менее, в этой системе важнейшим аспектом является формирование эффективных коммуникаций обучающихся, что для детей со сниженным интеллектом затруднительно, а для отдельных детей, в силу особого психологического статуса, вообще является почти не достижимым.
Переориентация воспитания от морализации к деятельностному освоению - это сложный, но необходимый процесс, связанный с огромным разрывом у большинства представителей молодого поколения между знаниями и навыком, что делает человека уязвимым перед страшными социальными проблемами (алкоголизм, наркомания, табакокурение, деликвентное и девиантное поведение).
В системе воспитательной деятельности ОУ большую роль играет система ученического самоуправления нацеленная на раскрытие активности воспитанников, привитие навыков социальной жизни и формирования приемов эффективного общения. |
Научно - методическая работа |
Осуществляется под руководством заместителя директора по научно-методической работе и направлена на повышение квалификации по основным вопросам программы развития школы и образовательного процесса, а также научно-методическое сопровождение самого учебно-воспитательного пространства. В школе-интернате имеется Научно-методический совет. |
|
|
|
|